"...СДЕЛАТЬ К БОГУ ШАЖОК"
Послесловие к книге «Огонь, несущий свет».– М.: Русскiй
мiръ, 2000
Из поэтического мира Сергея Хомутова выходишь,
как из пережившего землетрясение или бомбежку села – кажется, что в ушах стоит
вой матерей и вдов, звучат стоны раненых, а перед глазами стоят дымящиеся
развалины домов, торчащие, как сломанные кости, концы изувеченных деревьев,
валяющиеся на дороге детские игрушки... Достаточно взглянуть на одни только
названия стихотворений, как душу сразу же пронзает сквознячком тоскливого
озноба: "Еще не все оплакано...", "Сколько горечи пало на
душу...", 'Боль сегодня пришла немалая...", "Какую скорбь
навстречу миру нес ты...", "В кладбищенском темном овраге...",
"Черные вести да серые лица...", "Какая нынче боль, иголками по
коже...", "Угрюмы люди, ох угрюмы...", "Жизнь исполнена
печали...", "Век-убийца, век-вампир...", "Убивают таланты...",
"Среди полуотравленного дня..." – и так далее. И хотя стихотворений,
которые бы буквально описывали упомянутые выше бомбежки и землетрясения, в
книге Хомутова фактически нет, атмосфера трагедийности создаваемого им мира от
этого ничуть не уменьшается, так как главным мотивом его сборника является тема
безысходности и откровенно декларируемой обреченности существования
("Как жизнь хрупка: рождение и... смерть").
Поэт как бы умышленно сгущает черные краски,
нагнетая трагизм бытия, чтобы заставить нас содрогнуться от страшной
реальности и предпринять хоть какие-то шаги, если не по ее нормализации, то
хотя бы по своему собственному спасению. Картины, которые он рисует, выглядят
в высшей степени пессимистичными; по сравнению с ними даже стихи Надсона могут
показаться жизнеутверждающими гимнами. "Народ рыдает, ищет срама, /Пускает
кровь..."'; "Эти пьяные станции, дикие лица людей, / И разруха,
разруха бредет по стране, как старуха..."; "Упыри, отщепенцы,
расстриги... /Это страшное пламя все выше. /И в подвалах великие книги /
Догрызают угрюмые мыши"; "Нашествие безбожных дней / Все явственнее,
все видней..."; "...И бродят угрюмой страной /Голодные псы и
поэты"; "Кто под веревку подведен, /Кто под свинец рукой
незримой..."; "Серый пепел попоной лежит на душе, / Весь народ мой в
разоре и пепле, / Мы устали от междоусобиц уже, /Отупели, охрипли,
ослепли..."; "Новый страшный предчувствуя час, /Ворон ворону
выклевал глаз..."; "Угрюмое время грызет кирпичи...",
"Руины, руины России..." – вот только некоторые из мазков, которыми
автор пишет сегодняшнюю жизнь Отечества.
Едва ли не самый распространенный эпитет в
последней книге Сергея Хомутова – "угрюмый". "Угрюмая
страна", "угрюмое время"... Даже мыши, грызущие в подвалах
великие книги, и те – "угрюмые".
Говоря о том, как важно для всякого пишущего
оставить после себя "в столетьях оттиснутый штрих", поэт тут же
вносит уточнение, что для этого, наряду с учетом целого комплекса нравственных
критериев, необходимо "Родною землею напиться /И влиться в ее бытие, / И
прежде, чем стать летописцем, / Стать ПЛАКАЛЬЩИКОМ ее", – и в силу этой,
данной себе установки интонация ОПЛАКИВАНИЯ кладет эмоциональный оттенок
практически на все стихи сборника.
Даже используемые в книге образы света строятся
Хомутовым так, что выглядят ненамного оптимистичнее тех, что относятся к
категории негативных. Например, как в стихотворении "С душою, прошлое не
судящей":
Или как в стихотворении "Не скажу, чтоб остались
в запасе большие резервы":
Скажем откровенно, подобные условия дают очень
мало оснований для радости, это понимает и сам поэт, но что можно сделать, если
"твоя дорога от порога" давно "просчитана" свыше и, как ни
уходи от жестоких погонь, а "...дорога ведет сквозь огонь, /И пути
обходного не будет".
Однако истинная сила книги Сергея Хомутова
заключается в том, что взваленная им на себя миссия ПЛАКАЛЬЩИКА все же не
убила в нем способности любить и верить, благодаря чему – сквозь почти сплошные
причитания о пропадающей Родине и ее теряющих человеческий облик людях
("Черная старуха у помойки /И алкаш у выщербленной стойки, /Оскверненной
нечистью пивной... ) – от страниц сборника непостижимым образом исходит
энергия внутреннего спокойствия и надежды: "...Да, нет конца всесветной
драме, / Грядущему предъявлен счет, /Но свет, затепленный во храме, /Еще горит,
еще влечет..."
Не знаю, почему, но раньше, по отдельным
подборкам в периодике, стихи Сергея Хомутова воспринимались мною как давно и
основательно православные, а тут вдруг я увидел, что его поэзия – это еще
только ПУТЬ по направлению к Богу. Да, собственно, и вся настоящая поэзия,
начиная от "Слова о полку Игореве", "Голубиной книги", од
Ломоносова, Державина, христианских стихов Пушкина и вплоть до сегодняшних
переложений Юрием Кузнецовым "Слова о Законе и Благодати" есть не что
иное, как та самая "дорога от порога", которая неуклонно приближает
поэтов (пускай и несколько кружным, а потому и не самым быстрым путем) к
постижению Истины.
Шажок – это, на первый взгляд, очень мало,
почти совсем ничего, но стоит его сделать, и жизнь наполняется совершенно новым
смыслом. Открывает свои радости природа. Хочется привезти иконку из Толгского
монастыря. Переводя через дорогу слепого, вдруг понимаешь, что это "совсем
не ты его, а он /Из слепоты тебя выводит".
Казалось бы, еще только вчера все и в душе, и
вокруг было так гадко, что лучшим выходом было бы умереть, а сегодня, благодаря
этому "шажку", поэту вновь стал доступен "предметов
просветленный круг", в котором ему (а через его слово – и нам) заново
открываются "Цветы и птицы, и слова, /Которыми земля жива. /И женщины
прекрасный взор, / Как будто К ЖИЗНИ приговор".
Все в Божьем мире устроено до гениальности
просто. Стоит полюбить Бога, и через Него к тебе возвратится и чувство радости,
и вера в завтрашний день твоей Родины, и большая земная любовь. И вот уже
забывший о веке-вампире автор (даже не верится, что это и вправду он же!)
восклицает:
Думается, что это стоит того, чтобы жить и
писать стихи. Но это, хочу напомнить, результат еще только ОДНОГО шажка,
сделанного по направлению к Богу, а что же будет с автором, когда он пройдет
ВСЮ свою дорогу?.. Что было бы со всеми НАМИ, если бы эту дорогу вместе с ним
осилили и МЫ?..