ПОСТИГАТЬ НЕПОСТИЖИМОЕ
От автора
«До тридцати поэтом
быть почетно», — заявил один известный сочинитель и продолжал писать стихи до
глубокой старости, совершенствуясь и не теряя вдохновения. Главное — не твой
возраст, а неотступное стремление еще что-то сказать о мире и о себе как частице
этого мира. Сколько раз думал и в сорок, и в пятьдесят, и после, что, может
быть, пора перейти на прозу. Но жизнь продолжалась, и желание высказаться на
языке словесной музыки оставалось. Увидишь влажное цветение сирени, василек в
июльском поле или березку на исходе лета, лежишь на траве в родных лугах,
бродишь по берегу солнечной Волги — непременно приходят новые строки. А сколько
вокруг прекрасного, попираемого жестоким человеческим равнодушием, — и об этом
тоже не можешь молчать. Поэзия не отпускает, ревниво пресекает все попытки
перейти на длинную прозаическую строку.
Очевидно, так я
устроен, хоть возраст и диктует свои условия: «Хватит, ты всё, что мог,
сказал». Но разве можно сказать всё? Вопрос в другом — как сказать? Уходит
былая острота ощущений, легкость воображения, но остаются мысли, от которых не
отмахнуться, и большее понимание того, что поэзия — это не простое умение
рифмовать, а определенная связь с мирозданием, твой образ жизни и ее
постижения.
На этом пути
постоянно открываешь для себя новое, если стремишься открыть. При прочтении
каждой книги какого-то великого поэта видишь то, чего не замечал ранее.
Возникает желание — не останавливаться, сделать еще шажок. Именно в том и
задача — открыть новое, не замеченное другими, или сказать о старом по-своему и
как можно яснее и выразительнее, чтобы это стало близким другим. Если читатель
понимает тебя и сопереживает, значит, дни и ночи потрачены не зря.
Возможно, главное
озарение еще впереди. Но времени в запасе всё меньше, поэтому уходишь от
ненужной суеты, путешествий в экзотические края, поскольку больше и больше
красоты открываешь в родных местах. Жизнь всегда интересна, как бы ни была
сложна. А если она прошла в служении Слову, в единении с ним, в кругу людей,
дорогих тебе и живущих тем же, — тогда и вовсе не о чем жалеть. Разве только о
том, чего не успел, недопонял, недооценил...