Жизнь такого
неординарного человека, как Нина Алексеевна Яковлева, достойна не одной книги.
Она и сама могла бы написать о своей судьбе наиболее полно и ярко. Но, впрочем,
здесь неуместно сожаление, поскольку Нина Алексеевна отдала себя тому, что считала
главным — творчеству. Она не столько стремилась рассказать как надо жить в
искусстве, понимая, что это малопродуктивно, а своим примером показывала, каким
должен быть настоящий творческий человек. Это — трудный путь, но большие и
малые победы с лихвой окупали все сложности личной и общественной жизни
человека, пережившего несколько эпох.
Откуда произросло
все, что потом стало явлением культуры не одного Рыбинска, а нескольких городов
Советского Союза и России и объединило усилия и талант сотен людей, прошедших
через творческую жизненную мастерскую Н. А. Яковлевой? Сказать об этом
однозначно невозможно, но понятно то, что Нина Алексеевна была всесторонне
одаренным человеком, которым только и могут удаваться такие прорывы в любых
исканиях. Она обладала большим талантом в постижении профессии, умением понять
и раскрыть самых разных людей, способностью сплотить вокруг себя лучших, став
для них непререкаемым авторитетом.
Легче познать
человека, если он жил в одну эпоху, и эта эпоха его формировала. Но Нина
Алексеевна пережила и дореволюционное время, и трагические годы революции и
гражданской войны, и длительный период советской власти, и тяжелейший перелом
1990—2000-х годов. И всегда она находилась на своем месте, а это место было
искусством. Глубокое знание мировой культуры, выдающихся литературных
источников помогло ей понять суть творчества. А нравственные устои, наверно, от
природы, от хороших учителей, от тех испытаний, которые выпали на ее долю.
Удивительное
стремление жить, а не присутствовать в жизни, вело ее светлой дорогой. Уход
Нины Алексеевны Яковлевой буквально осиротил многих. Заменить ее оказалось
некем. Это особенно ощутимо во время, когда покидают нас последние из
выдающихся. Их всегда в Рыбинске можно
было пересчитать по пальцам, а теперь и вовсе почти не осталось. Глядя на
нынешнюю ущербную культуру, ее нищету и бесцветность, понимаешь, что дальше
будет еще хуже. Рушится главное — нравственность, без которой нет настоящего
искусства. И это крушение видела на исходе своей жизни Нина Алексеевна
Яковлева. Да и театральную гостиную, созданную ею в «Авиаторе», в итоге
выселили из Дворца. «Дни города», у истока которых она стояла, превратились в
повальное излияние всего, что осталось от местной культуры, без внятного и
серьезного сценария.
Это не к слову
сказано. Человек, о котором я пишу, жил в другом мире, измерении, с пониманием
важности духовного воспитания. Таким был взгляд Нины Алексеевны Яковлевой самой
на происходящее вокруг. Неравнодушный взгляд. Иначе она смотреть не умела, и в
свои девяносто казалась для окружающих ее людей почти ровесницей, по крайней
мере, по ощущению жизни во всей полноте. С каждым, кто приходил в театральную
гостиную, Нина Алексеевна говорила именно о том, что было у них общего: о
театре, литературе, музыке, политике, бытовых проблемах.
Лично у меня, не
часто находившего времени посетить гостиную, были с нею длительные телефонные
разговоры. Они всегда начинались одной фразой: «Приходите, будет интересно». И
я знал, что это правда, Нина Алексеевна найдет сюжет для очередного «спектакля»
и даст возможность отдохнуть душой в хорошей обстановке дружеской беседы. Здесь
можно было встретиться с новыми людьми или открыть старых знакомых с той
стороны, с которой ты их не знал.
Познакомились мы,
конечно, не случайно. Сходятся люди по причине их необходимости друг другу. Так
и я, издавший несколько сборников стихов, потребовался режиссеру только
зарождающегося явления, праздника города, для того, чтобы написать стихотворную
часть сценария. Признаюсь, имя Яковлевой я услышал впервые, поэтому воспринял
предложение настороженно. Попытался отказаться, да знать бы тогда с кем имею
дело, лучше бы согласился сразу. Но сомнения подарили мне несколько
дополнительных разговоров с этой строгой и, в то же время, доброжелательной
женщиной. Задание выполнил, как узнал через много лет, вполне успешно. Но про
Нину Алексеевну я забыл за своими житейскими и литературными делами.
И вот новая
встреча. Приветливый голос в трубке. Представляется — Нина Алексеевна Яковлева.
Сразу приходят воспоминания, а она начинает разговор издалека, с расспросов о
жизни, творчестве, настроении. Думаю опять, наверно, какая-то дополнительная
нагрузка, которых и без того хватает. Поэтому в разговоре сдержан, жалуюсь на
предельную замотанность. «Вот и хорошо, — говорит Нина Алексеевна, — приглашаю
вас отдохнуть в нашу театральную гостиную». Предложение, надо сказать,
неожиданное и не совсем понятное, поскольку к театралам я себя не отношу. Опять
пытаюсь отвертеться, но Нина Алексеевна проводит тщательную обработку, все
больше заинтересовывая меня и склоняя к посещению гостиной. И я соглашаюсь.
Потом я не раз
вспоминал это первое приглашение и был рад, что не уклонился от встречи. Вдруг
среди пустоты возникло маленькое чудо, созданное руками талантливого режиссера.
Здесь и актеры, и музыканты, и учителя, и инженеры, и художники, и литераторы,
и краеведы — всем находится место в теплой атмосфере театральных сценок,
музыки, поэзии, разговоров о высоком, и о самом будничном. Кажется, все встречи
похожи, но нет — в любой есть изюминка: новый человек со своей темой или
театральное открытие, неизвестная миниатюра из классика, сыгранная не
профессионалами, но практически на профессиональном уровне. И мне нашлось место
с разговором о поэзии.
В конце встреч —
небольшое застолье, еще больше сближающее гостей, и музыка, песни под гитару. А
сама Нина Алексеевна как бы незаметна здесь, одна из многих, но сценарий уже
работает, все продумано. Много разговоров о творчестве, различных событиях,
разных людях. Конечно, гостиная была больше отдыхом, но и местом для
размышлений тоже. Я с удовольствием наблюдал за Ниной Алексеевной, другими
товарищами по общению. Все они, расслабляясь, и раскрывались легко. Каждый
дарил частицу своего мира, а беседы продолжались на следующей встрече.
Наши отношения с
Ниной Алексеевной я мог бы назвать дружескими, поскольку присутствовали в них
то доверие, та откровенность, которые бывают с редкими людьми. Иногда Нина
Алексеевна спрашивала, стоит ли приглашать того или иного человека в круг
гостиной. Думаю, что советовалась она не только со мной, поскольку иногда
новичок мог испортить хороший коллектив. Думаю, что я был несколько легкомыслен
в плане того, что многое не договорил с этой удивительной женщиной, боясь ее
утомить, учитывая весьма почтенный возраст Нины Алексеевны и не понимая, что
она живет этим общением…
Наши встречи
почти совсем прекратились, когда театральная гостиная переселилась из
«Авиатора» в маленькую квартиру Нины Алексеевны. Я так не разу и не побывал
на общих вечерах, но навестил Нину
Алексеевну летом последнего года ее жизни. Она накормила меня своими
«фирменными» блюдами. Потом мы сидели за письменным столом, и Нина Алексеевна
задавала мне вопросы. Примерно за год до этого я издал своеобразную книгу под
названием «Богема». Вошли в нее стихи о времени литературной молодости, веселых
застолий, некоторых трагических моментах жизни писателя. Нине Алексеевне эта
книга почему-то пришлась по душе и она настоятельно предлагала всем ее
приобрести. А я собирался выпустить второе, дополненное, издание «Богемы». Но
сомневался, нужно ли это делать сейчас, есть более значительные для меня стихи.
А она все время спрашивала когда же выйдет второе издание? Во время нашего
последнего разговора по телефону я сказал, что книга пока не складывается, и я
решил издать другую. Нина Алексеевна, как мне показалось, огорчилась этому. А
вскоре ее не стало. Умерла она как-то неожиданно, поскольку внушала мне
ощущение, что здоровье ее еще вполне приличное и, кроме старости, серьезных
болезней у нее нет.
Я думаю, что
ускорило ее уход закрытие театральной гостиной в «Авиаторе», которая была
последним творческим проектом, продлевавшим жизнь режиссера. А значение книги
«Богема» для Нины Алексеевны я, кажется, все-таки понял, когда уже после ее
смерти увидел снимок, на котором Яковлева с мужем — молодая, красивая. Сразу
пришла мысль, что она в этом возрасте пережила то же, о чем я писал в стихах «Богемы»: Москва, общение с
талантливыми людьми, замечательные планы на будущее, далеко не во всем
воплотившиеся. А при ее жизни успел посвятить Нине Алексеевне
стихотворение, и даже
опубликовал его в
очередном сборнике. Чем я мог еще порадовать хорошего человека?
С каждым годом
все острей чувствую, что такого человека больше в своей жизни не встречу, и
память о Нине Алексеевне помогает в работе. Ведь она и в преклонные годы
хранила в себе молодую энергию и творческую целеустремленность, отдавая себя до
последних дней людям. И печалит понимание, что больше не услышу в телефонной
трубке ее голос. О многом мы не договорили... Но разговор не окончен, он
продолжается в моих мыслях, стихах, воспоминаниях.