Для того, чтобы
открыть для себя мир живописи, надо встретить на жизненном пути хотя бы одного
истинного художника. Жаль, что понял я это поздно и, конечно, многое упустил,
отдаваясь своему, тоже нелегкому, словесному творчеству. Не однажды, переходя по
мосту через Волгу в час летнего заката – особо
яркое, магическое зрелище, – я по-доброму завидовал тем, кто способен
запечатлеть такое чудо на холсте. Как ни пытался найти слова, образы для
отражения красоты, величия играющей, переливающейся в закатных лучах воды,
пылающего неба, конечно, не мог этого сделать. У каждого вида творчест-ва –
свои задачи и свои возможности. Такое же чувство приходило ко мне во время
цветения черемух, яблонь, сирени над весенним заволжским ручьем и в
сентябрьский полдень, когда замирал перед многоцветьем великого дейст-ва –
горения кленовой, березовой и, особенно, калиновой листвы.
Не скажу, чтобы
встреч с художниками не было, они случались, но мимолетные, разговоров серьезных при этом не возникало.
Собственно, не было их в большом количестве и потом, когда я встретил
настоящего волшебника с простой, но запоминающейся фамилией Дарьин, которую,
конечно, слышал и раньше. Именно Геннадий Александрович не то, чтобы рассказал мне что-то особенное о
своем искусстве, но за несколько лет нашего общения дал понять, по крайней
мере, главное: художник – это не только талант, а еще и каждодневный труд,
который вполне можно бы назвать жертвенным. Есть такое выражение «сладкая
каторга», но не всегда она бывает сладкой. Надо выстаивать часами, в любую
погоду – холод и зной – над мольбертом,
отыскав чутким взглядом единственную точку, с которой открывается тебе
удивительный мир природной красоты.
В начале 2000-х я
впервые очутился в мастерской Геннадия Александровича, куда привел меня мой
друг Анатолий Грешневиков. Я не ожидал ничего сверхъестественного. Ну
подумаешь, увижу картины, я и раньше видел их, альбом Дарьина был у меня;
волновало только общение с человеком, живущим в мире красок. Но я, к счастью,
ошибся, встреча не стала обыденной, такого в моей жизни еще не случалось. В
этот день сам художник остался для меня в стороне, я был с первых шагов по
мастерской захвачен необычной обстановкой, в которой творится чудодейство. Мы
прошли в большое помещение, а затем оно
и вовсе расширилось до невероятных размеров из-за того, что меня окружили
разные картины. Каждая затягивала в себя
и уводила куда-то дальше: в осенний лес, на мартовскую с раскисшим снегом
дорогу, в бесконечное цветущее поле… Я даже растерялся: все многообразие русской
природы предстало передо мной, сосредоточилось в этой комнате.
Тогда же, в
мастерской, у меня роди-лись строчки будущего стихотворения, посвященного
Дарьину:
Дар художника – в тысячу рам
Жизнь сполна отложить,
словно в соты,
Мастерская художника – храм,
Где молитвою – радость работы.
…………………………………..
Я
не думал, что можно войти
В полотно – в это поле и рощу.
Именно две
последние строки точно передают мое ощущение от тех мгновений среди картин и
эскизов: в полотно, казалось, действительно можно войти. За первую встречу я понял немного, но был
потрясен увиденным. Пейзажи, пейзажи, пейзажи… И среди них немолодой чело-век,
больше похожий не на художника, а на инженера или даже бухгалтера, только
взгляд, глубокий и пристальный, выдавал в нем нечто особое. Не верилось, что
все это создано руками Геннадия Александровича. И само поведение художника было
какое-то обыденное: поставил картину – убрал. Поставил другую, ничего не
говоря, не объясняя, просто давая возможность нам самим все увидеть и оценить.
Наверно, он понимал мое состояние, а, может быть, и нет. Ведь поэт тоже
существо загадочное, не каждый будет впечатления сразу воплощать в строчки.
Стихотворение я дописал в тот же день, и пришла при этом мысль, опровергающая
мое прежнее отношение к фамилии художника, – как производного от женского
имени. Теперь для меня Дарьин ассоциировался уже навсегда со словом – дар. А в
этом понятии заключено многое: и талант, данный Богом, и умение дарить его
людям и что-то еще необъяснимое, а лишь ощутимое душой. От мастерской, где я
потом побывал не один раз, остался в памяти своеобразный запах, дух – наверно,
сухой краски, холста, дерева и чего-то еще, о чем я так и не узнаю уже.
Да, в тот день я
не разглядел самого художника, человека, поскольку и времени для разговора было
мало, да и сам Геннадий Александрович оказался немногословен. Больше говорила
его жена, друг, хранительница Елена Борисовна, а сам он только поддакивал ей,
иногда что-то дополнял. Но близость
человеческая во мне осталась. Я не очень люблю излишне речистых – на публи-ку –
людей, даже если они гениальны. А впоследствии и вовсе понял, что, в отличие от
писателей, говорящих словами, художники говорят своими эскизами, картинами,
рисунками. Да и сами они воплощаются в свои творения полностью. По тому, что
создает человек, можно понять его душу, интересы, жизненную позицию, философию.
Выбор предмета изображения, места, ракурса – все это свидетельствует о нем,
взявшем кисть в руки, избравшем нелегкий путь живописца.
А почерк
художника, его сосредоточенность на той или иной детали, – многое открывает. И
мера понимания искусства, – насколько мастер доходит до совершенства, того
последнего штриха, мазка, после которого творение становится закон-ченным. Да,
настоящий художник – непременно философ.
А еще труженик, подчеркну это опять, поскольку главный момент нашего
содружества с Геннадием Александровичем связан с изданием книги его
воспоминаний «Русская деревня в пейзажной живописи». Тогда я в очередной раз
увидел насколько серьезен Дарьин в любом деле. Книга требовала совместной
работы автора, издателя, типографии, поскольку на любом этапе могло произойти
отклонение по цвету. Как хотелось Геннадию Александровичу максимально
приблизить альбомные репродукции к оригиналу, для этого он приезжал в Рыбинск,
сверял, спрашивал, уточнял детали. А потом, уже на завершающей стадии работы –
печати – стоял у машины и мы искали, как наиболее точно передать краски. Даже
обложку изменили, сделав под цвет холста. И Геннадий Александрович, и Елена
Борисовна, и я, – все остались довольны книгой, подготовленной к юбилейной
выставке.
Если бы спросили
меня, какое качест-во я больше всего ценил в Дарьине как человеке, я ответил бы
– естественность. Наверно, впитал он его от родной природы, в которой
растворялся, работая на этюдах. Не рисуются же, не стараются выглядеть как-то
привлекательней бере-за или сирень, которую он так любил писать. Они такие, как
есть, меняются только в зависимости от времени года. Я познакомился с
художником, когда ему было уже за 80, молодым знаю его только по рассказам и
фотографиям. Думаю, что и тогда это качество – естественность – присутствовало
в нем, только с учетом возраста.
Не один я,
очевидно, жалею, что не успел расспросить Геннадия Александровича о чем-то
важном, необходимом для меня самого. Слишком неожиданно уходят люди, и вернуть
их уже невозможно. Остается только счастливая радость – смотреть на картины,
репродукции, вникая в таин-ство выдающегося мастера, посвятив-шего себя
служению красоте. Но и это немало, поскольку настоящий художник всегда
оставляет для тех, кто его любил, бесценную частичку себя.